25 апреля 2012
«Ну, договорняк, берегись!» Руководители экспертного совета рассказали о технологии странных матчей и о том, как их раскрыть
Вчера на онлайн-конференции на Sovsport.ru члены Экспертного совета по договорнякам — глава совета Анзор Кавазашвили, его зам Александр Бубнов и консультант Евгений Ловчев — нашли причину договорняков, рассказали, какую роль играют при их организации агенты, и поведали, что не чувствуют в своей организации запаха газа...
«БЫЛ МАТЧ, В КОТОРОМ ИГРАЛИ ДВЕ ЮЖНЫЕ КОМАНДЫ...»
Эксперты прибыли по старшинству — сначала загодя приехал Кавазашвили, затем «под свисток» Бубнов, а Ловчев появился во втором тайме и первым делом предложил основать совет по борьбе с пробками. Пожалуй, то была единственная шутка за все время страстного серьезного часового разговора.
— На пресс-конференции в премьер-лиге было заявлено, что экспертный совет запросил информацию о нескольких матчах. Какие это игры? — вопрос Кавазашвили.
— У нас действительно есть такое право. И любой сотрудник любой футбольной лиги обязан предоставить документацию. А если кто-то препятствует, то он может быть наказан — вплоть до освобождения от должности. Но матчи, данные по которым мы запросили, называть не стану.
— Принципиально? Чтобы никого не обижать?
— Эта информация может разбить сердца болельщиков регионов тех команд, которые я назову. Но это всего лишь информация...
— И все же — много таких матчей?
— Информации много. Но, пожалуйста, делайте различие между информацией и слухами.
— Много было споров о том, не слишком ли крут штраф за договорняк — 50 миллионов. Говорили, что никто платить не станет. Но случайно или нет после принятия регламента не было скандалов, когда бы резко падали ставки. Значит, эти 50 миллионов — все-таки действенный фактор?
— Нами приняты превентивные меры, — отвечает Бубнов. — И зря вы говорите, что платить не будут. Если докажем — еще как заплатят! Некоторые футболисты пока не знают о штрафах — вот приходил на заседание защитник Беляев (ныне играющий в «Локо», а в прошлом году — во владимирском «Торпедо». — Прим. ред.), оказывается, он не в курсе. Пришлось Анзору Амберковичу идти на общее собрание в премьер-лигу и задавать вопрос — почему клубы не довели всю информацию до игроков? Беляев в ужасе был, когда я ему назвал сумму. И он задал вопрос — а что делать, если ему предлагают участвовать в договорном матче? И мы дали инструкцию...
— А что делать?
— В первую очередь тут же нас информировать. Российский футбол криминализирован, и знаем случаи, когда людей убивали. А мы тут же можем защитить. Мы работаем с ФСБ, другими органами.
— И все-таки вернемся к матчам премьер-лиги. Что скажете об игре «Спартак-Нальчик» — «Волга», особенно об эпизоде с третьим голом нальчан?
— Я смотрел игру, — говорит Бубнов. — Там нальчане от начала до конца душили соперника, шансов имели — море! Да и момент-то этот случился уже при счете 2:0. Можно ведь и до крайности в подозрениях дойти: «Зенит» расступался в Краснодаре, «Спартак» сам себе забил с «Анжи»...
— Часто нам идут подсказки — обратите внимание на эту игру, там ставки скакнули, — вступает в разговор Кавазашвили. — Смотрим. Был такой матч, в котором играли две южные команды...
— «Терек» и «Спартак-Нальчик».
— Да, и нам сказали конкретно — смотрите, будет проигрыш 0:3. А получилось наоборот... Дезинформация.
— Может, кому-то выгодно? — спрашивает Бубнов. — Я вам больше скажу: обращаются и руководители клубов — посмотрите игру, есть сомнения... Нами наработана база: знаем, кто может играть такие матчи, круг организаторов...
«НАМ ГОВОРЯТ, ЧТО МАТЧИ ПРОДАЮТ НЕ МЕСТНЫЕ»
— По информации «Советского спорта», экспертным советом были опрошены экс-защитник владимирского «Торпедо» Беляев, играющий ныне в «Локо», экс-наставник владимирской команды Евгений Дурнев и президент брянского «Динамо» Евгений Калакуцкий. Опрос велся в рамках расследования обстоятельств прошлогодних матчей «СКА-Энергия» (Хабаровск) — «Динамо» (Брянск) — 0:2 и «Торпедо» (Владимир) — «Мордовия» (Саранск) — 1:2. Каковы результаты?
— Вы знаете Сашу, — кивает Кавазашвили на Бубнова. — Он может задушить за глотку кого угодно... И я могу. Но мы корректно разговариваем. Хотим услышать мнение о том, что подтолкнуло команду к тому, чтобы она переступила черту? Не платят зарплату, не дают бонусов... Калакуцкий сказал, что на неблаговидные действия могут пойти только те, кто не из Брянского региона.
— Точно так и по Владимиру было сказано, — добавляет Бубнов.
— Нам дают понять, что люди приходят играть не за честь клуба, а заработать деньги, ухватить — и уехать, — говорит Кавазашвили. — И мы будем вызывать таких на откровенный разговор. А чтобы люди охотнее шли на контакт, мы добавили в Дисциплинарный регламент: тот, кто помогает следствию, полностью освобождается от обвинения и может дальше играть.
— Получается, что подозревают только тех футболистов, кто не местный.
— Скажем так, — отвечает Бубнов. — У них больше шансов продать игру. Или взять тех, кто имеет агентов. Они ведь и управляют футболистами! Агенты в этом плане представляют опасность, ибо футболисты — их рабы.
— Обратите внимание, — говорит Кавазашвили. — Опрошенные нами люди ведут к тому, что это все делают не наши, не местные...
— Но мы им не верим! — эмоционален Бубнов.
— Подожди, — говорит Кавазашвили. — Мы это «прокручиваем» в голове, обсуждаем... Но ведь сегодня в командах 90 процентов — именно приезжие!
— А у нас есть информация, что все могло быть организовано и через местного! — режет правду-матку Бубнов.
— Как прошла встреча с Дурневым?
— По нему я вел совещание — Анзор Амберкович болел. Дурнев дал достаточно информации для анализа происшедшего. Сейчас начнем игроков вызывать, ибо есть некоторая нестыковка...
— Дурнев дал нам толчок к пониманию того, откуда идет запах странных матчей, — дополняет Кавазашвили.
— Он сказал следующую вещь, — продолжает Бубнов. — Команда идет в лидерах, но местное руководство говорит — нам не нужно первое место. А как сделать, чтобы его не занять?
— Проигрывать.
— Да. Благо другим-то очки нужны!
— Руководство региона говорит — нам не нужны победы, ибо нечем за них платить, — рассуждает Кавазашвили. — И они начинают продавать игры... Это делается на выезде. Но есть «товарищи», которые и дома позволяют себе подобное. Не хочу называть регион, хотя знаю его, где во время игры и после нее болельщики кричали: «Позорники! Вам не стыдно? Что вы делаете?».
— А потом ситуация меняется, — вступает в разговор Бубнов. — У губернатора Дурнева изменилась ситуация, и первое место уже нужно.
— Давай не будем подставлять Дурнева и его губернатора, — уточняет Кавазашвили. — Он говорил не про конкретный случай, а в общем. А Калакуцкого мы спросили: «К вам обращались руководители других клубов, чтобы вы отдали или вам отдали игру?». Он говорит: да, но назвать не могу, это недоказуемо.
«МАМУКА — ЭТО ПЕШКА, НО ОН ХОТЯ БЫ В ФУТБОЛ ИГРАЛ»
— А нам больше и не надо, — говорит Бубнов. — Мы сами найдем информацию. Достаточно и общих бесед. Знают они и этого Мамуку, о котором вы пишете. И знаете, что нам сказали? Мамука — пешка, не самый главный. Есть и покрупнее! Калакуцкий говорит: «Мамука — это еще не беда. Он хоть футболистом был...» А есть такие крутые, что Мамука и рядом не стоял...
— Вова Грузин и Эдик Казанский?
— Мы в курсе, кто они такие, — говорит Бубнов.
— А я услышал о них впервые, — отвечает Кавазашвили. — Не знаю ни Вовы, ни Эдика.
— Так вот, про Мамуку, — говорит подъехавший Ловчев. — Когда я вошел в экспертный совет, стал внимательно изучать информацию о решалах в нашем футболе. И выясняется, что все знают Мамуку, но не хотят говорить, кто он такой, чем занимается. То же самое о Вове Грузине... Слышал, что Мамука был около брянского «Динамо», теперь около «Газовика» из Оренбурга, который борется за место в первом дивизионе. В лицо их не знаю, но информация собирается. Пусть нас боятся! Править футболом им не дадим.
— Подтверждаю, — говорит Кавазашвили. — Мы создаем сеть в регионах, чтобы иметь информацию. Своих представителей мы не афишируем, нам нужны порядочные, профессиональные и честные люди.
— Шкурный вопрос — вы говорите об информаторах в регионах. Но где же взять деньги, чтобы им платить? Почему они должны работать за бесплатно?
— От руководителя зависит многое. Может хоть кто-то сказать, что мы были замешаны в махинациях? Вот таких же людей мы и подбираем в регионах.
— Я объясню более доходчиво, — говорит Ловчев. — Во времена Колоскова и Мутко нас вообще не подпускали к российскому футболу. Со многими поступали так же. И мы их привлекаем для того, чтобы за футболом следили честные люди.
— Почти как в фильме «Брат». В чем сила? В правде! Какая сила за вами?
— ФСБ, МВД — госструктуры! — говорит Бубнов. — Они (Мамука и Вова Грузин. — Прим. ред.) что, против них пойдут?
— Да.
— Ну и получат сразу.
— Велика и сила общественного мнения, — говорит Кавазашвили. — Когда в прошлом году поднялся шум вокруг матчей в первой лиге, мы знаем, что гендиректор хабаровского СКА собрал команду и говорит: вот нас в прессе обвиняют, что мы игру продаем! Чтобы больше таких разговоров не было!
— Он сказал буквально следующее: надо играть так, чтобы подозрений не было, — уточняет Ловчев.
— Да, резонанс пошел, — говорит Кавазашвили. — Команды знают — появилась некая сила, которая может зацепить...
Записал Сергей ЕГОРОВ
ВОПРОС В ЛОБ
МЫ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО ТАКОЕ ЗАПАХ ГАЗА
— Вы находитесь при футбольной власти. Скажите, дух «Газпрома» давит на вас? — вопрос от посетителя с ником Jores.
— Да почему такое мнение, такие вопросы? Честно вам скажу, никакого вмешательства в нашу работу нет. Мы даже не знаем, что такое запах газа, — отвечает Кавазашвили.
— Когда экспертный совет был создан, пришел к нам Фурсенко, — рассказывает Бубнов. — И стал свои мысли излагать, так я по некоторым пунктам был не согласен. И о проблемах сказал. И он спокойно воспринял.
— Фурсенко сказал — вы полузакрытый орган, должны делать анализ матча, — вступает в разговор Кавазашвили. — Но если будете принимать превентивные меры — это главное. Я не хочу подставлять Фурсенко. Мы были в загоне при Колоскове и Мутко, Фурсенко же профессионалов вернул в футбол. Да я ни за что не позволю подставлять Фурсенко!
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
ИГРАЛИ ЛИ ЭКСПЕРТЫ ДОГОВОРНЯКИ?
— Участвовали ли мы в договорных матчах?
Кавазашвили:
— Нет, никогда. «Счастья» этого не попробовал.
Бубнов:
— А я не скрываю — играл. Молодой был, ничего не мог сделать, в приказном порядке все проводилось. Тем более в «Динамо» старики говорили — идешь и делаешь... А когда стал постарше, стал раскрывать свой рот. И у меня из-за этого проблемы были.
Ловчев:
— Подозрения у меня были на игру с «Черноморцем» в 70‑м году, когда Анзор стоял в воротах. Геша Логофет, зная, что будет, не поехал в Одессу. Кавазашвили играл, как бог — брал труднейшие мячи, но в итоге все равно нам забили. И было мнение, что Анзор просто знал, что когда-нибудь да пропустит. А недавно мы объяснились, Кавазашвили не сдавал тот матч. Я верю ему.
О КРИТИКЕ В АДРЕС СОВЕТА
«МВД ПРОТИВ ОТДЕЛЬНОГО ЗАКОНА ПРОТИВ ДОГОВОРНЯКОВ»
— В курсе ли те, кто нас критикует, что в Италии и Турции, прежде чем рубить головы, вели организаторов договорняков пять лет? — задается вопросом Кавазашвили. — А мы только год работаем. И сейчас разрабатывается закон о договорняках. В конце апреля проект закона должен быть готов. Но пока МВД не соглашается с тем, чтобы выносить на обсуждение отдельный закон, касающийся футбола — есть 184‑я статья в Уголовном кодексе. Но на сегодняшний день по этой статье было возбуждено 6 уголовных дел, но до суда не доведено ни одного.
Разваливаются дела до суда...
— В новом законе необходимо прописать уголовное наказание — тюремный срок! — говорит Бубнов. — В Турции президенту «Фенербахче» светит 100 с лишним лет!
С. Егоров
(дата обращения: 25.04.2012)
Настоящий детектив: в России официально выявлена сдача матча
РФС, как и обещал, начал выносить санкции по итогам скандальной игры «Чайка» — «Черноморец».
«Локомотив» заподозрен в участии в договорном матче в Лиге Европы
Бельгийская организация Federbet, которая занимается выявлением потенциально договорных матчей, заподозрила албанский «Скендербеу» в намеренном поражении в матче группового этапа Лиги Европы против «Локомотива» (0:3).
Использование всех произведений на сайте осуществляется в информационных, научных и учебных целях.
Использование изображений граждан производится в общественных и публичных интересах (ст. 152.1, 1225, 1274 ГК РФ).