27 февраля 2012
Договорняк по-турецки: «Святой» организатор. История восхождения к власти главного подозреваемого в организации договорных матчей — Азиза Илдырима
3 июля 2011 го в Турции взорвалась «бомба» — полиция начала серию арестов людей, причастных, как считается, к организации договорных матчей. Суд по этому масштабному делу начался 14 февраля. Спецкор «Советского спорта» отправился в Стамбул, чтобы на месте событий провести свое расследование этой истории.
Сегодня мы публикуем первую часть расследования, посвященную личности главного подозреваемого, президента «Фенербахче» и одного из самых могущественных людей страны Азиза Илдырима.
В Стамбуле, судя по справочникам, 2691 мечеть, и кажется, что турецкое солнце держится на их штыках-минаретах. Солнце турецкого футбола — Азиз Илдырим, президент "Фенербахче«,— держится на большем количестве «штыков». Считается, что клуб поддерживают 23 миллиона человек — почти треть всего населения страны! За «Фенербахче» болеет даже президент Турции.
Имя Азиз переводится как «святой». К Илдыриму в Турции действительно относились едва ли не как к святому. Даже сейчас тысячи фанатов собираются у здания суда в Стамбуле, где решается судьба экс-президента, поют песни в его честь и выдвигают лозунги с требованиями освободить Илдырима.
Как Азизу удалось влюбить в себя едва ли не полстраны? Ответ на этот вопрос корреспондент «Советского спорта» искал в Стамбуле. Но все официальные лица отказывались давать комментарии до окончания судебных разбирательств, которые могут затянуться еще на несколько месяцев. Подробностями делились лишь журналисты, и то на условиях анонимности.
НАЧАЛО ПУТИ. ВЫБОР МЕЖДУ МЯЧОМ И КОНСТРУКТОРОМ
«Святой» Илдырим родился в 1952 году в семье богачей. Его родители владели одной из самых крупных строительных компаний в стране. Но с малых лет Азиза привлекали вовсе не шум отбойных молотков и не виды подъемных кранов, перетаскивающих с места на место гигантские плиты. Конструкторам, которые покупали родители, он предпочитал мяч.
С детства Азиз гонял с друзьями в футбол, но со временем понял, что классного футболиста, звезды из него не получится. А на меньшее мальчик, который с молоком матери впитал тщеславие и стремление занять место на самой верхушке общества, был не согласен.
Окончив среднюю школу (его любимыми предметами были гуманитарные науки и математика), Илдырим поступил в Академию архитектуры и строительства в Анкаре. За годы обучения он овладел навыками ведения строительного бизнеса и получил диплом инженера. Но его по-прежнему манил изумрудный цвет идеальных турецких газонов.
Азиз предпринял еще одну попытку стать футболистом. Несколько лет он не слишком успешно играл в клубах низших турецких дивизионов — «Дьярбакиспоре» и «Дючеспоре», и в 1979 году, в возрасте 27 лет, окончательно распрощался с детскими мечтами. Молодой человек всерьез занялся семейным делом — строительным бизнесом.
ПЕРВЫЕ ШАГИ. «ФУТБОЛ И КОРРУПЦИЯ СТАЛИ СИНОНИМАМИ»
— На какой бы отель вы ни показали пальцем, будьте уверены, его построил Илдырим, — рассказывает журналист ведущего турецкого издания, отвечавший за освещение матчей «Фенербахче» более 20 лет. — И я говорю не только о Стамбуле, а обо всей Турции в целом. Тысячи отелей, которыми забиты курортные побережья, также построены его компаниями.
Став монополистом в строительном бизнесе Турции, Азиз не забывал и о своей детской страсти — футболе. Правда, на поле он уже не стремился. Теперь его привлекали руководящие должности. С 1981 по 1983 год он стал президентом клуба первой турецкой лиги «Анадолу Ускюдар». А в 1990 году занимает должность директора в любимом клубе — «Фенербахче».
Однако в начале 90‑х годов бизнес Турции — строительный, футбольный, практически любой — погряз в коррупции, из чего местные журналисты не делают секрета.
— В начале 90‑х слова «футбол» и «коррупция» были синонимами, — рассказывает упомянутый выше репортер. — Мафиозные кланы взяли все без исключения клубы под свой контроль. И именно они решали, кто может приходить в команду, а кто нет.
Как свидетельствуют журналисты, в то время попасть в такой большой клуб, как «Фенербахче», без протекции криминальных авторитетов было невозможно.
Илдырим проработал в таких условиях до 1992 года, после чего вернулся в «Дючеспор» в 1993‑м и трудился там еще два года. Все это время он наращивал связи и набирался опыта, чтобы чуть позже сделать главный шаг в своей жизни — баллотироваться на пост президента «Фенербахче».
БЛАГОСЛОВЕНИЕ. ДРУЖБА С «КРЕСТНЫМ ОТЦОМ»
В 1998 году президент «Фенербачхе» Али Шен объявил, что не собирается баллотироваться на третий срок. Кто займет его место? Наиболее вероятным кандидатом называли Вефа Кучука, не один год трудившегося в структуре клуба. Но неожиданно на выборах с перевесом всего в один голос от членов совета директоров побеждает не кто иной, как Илдырим.
Стать президентом «Фенербахче» — значит управлять не только футбольным клубом, а гигантской структурой. Спортивное общество «Фенербахче» имеет команды в девяти разных видах спорта. К руководству такой махиной подпускали только самых проверенных людей.
Но Илдыриму удалось втереться в доверие к «серому кардиналу» турецкого футбола — Седату Пекеру. Официально в трудовой книжке Седата значилось, что он — лишь футбольный агент. В реальности он был едва ли не самым влиятельным человеком турецкого футбола, его крестным отцом. Пекер, как считается, был главарем основных мафиозных группировок Турции.
Журналисты рассказывают, насколько была велика власть этого человека. Пекер мог позвонить тренеру сборной Турции после неудачного матча и сказать, чтобы футболист, отыгравший слабо, больше в команду не привлекался. Тренер подчинялся — этого игрока в команде больше не было.
Стать президентом «Фенербахче» также можно было только с благословения Пекера.
Чтобы получить это самое благословение, Илдырим и все руководство клуба отправились в Румынию, где Седат на тот момент скрывался от полиции. Красноречивый факт: находясь в международном розыске, он умудрялся оставаться у всех на виду и по-прежнему руководить турецким футболом.
Азиз никогда не подтверждал факт встречи. Однако сам Пекер признавался в беседах с журналистами, что она все же имела место. В итоге именно благодаря благословению Пекера на выборах нового президента «Фенербахче» Илдырим получил на один голос больше, чем соперник. В 1998 году «святой» Азиз официально приступил к исполнению обязанностей, одновременно став близким другом «крестного отца» мафии.
ПУТЬ НАВЕРХ. «ВЫ БУДЕТЕ СМОТРЕТЬ ДРУГОЙ ФУТБОЛ!»
Должность президента «Фенербахче» открывала перед Азизом совершенно новые возможности. Теперь в его руках находился главный спортивный клуб страны, миллионы людей были готовы носить Илдырима на руках. И он не мог не воспользоваться такой удачей. Азиз решил расширить бизнес и заключил контракт с армией на производство военной техники. Его заводы начали выпускать танки, вертолеты, запчасти для техники. Если раньше деньги лились в его карманы рекой, то теперь впору было говорить об океане. Чуть позже Азиз зайдет еще дальше и выиграет тендер по производству оружия для НАТО.
Не менее успешно шли дела Илдырима и на спортивном поприще. При нем «Фенербахче» выиграл больше титулов, чем при любом другом президенте за всю историю. Вступив в должность, Азиз первым делом пообещал болельщикам, что отныне они будут смотреть совершенно другой футбол. И тут же приступил к исполнению обещаний — буквально через несколько дней началась реконструкция старенького стадиона «Шукрю Сараджоглу», которая в итоге обойдется Илдыриму в 85 миллионов долларов.
По сути, Азиз строил новую арену, взяв за образец английские стадионы. Были демонтированы все старые кресла и установлены новые — намного ближе к полю, чем раньше. Ничего подобного Турция еще не видела, и новшество произвело фурор.
Вскоре вместимость стадиона была увеличена с 21 500 мест до 30 000. А 16 февраля 2002 года за матчем против «Галатасарая» с трибун наблюдали уже 52 тысячи человек. Кроме того, на арене появилась раздвижная крыша. Реконструкция проходила бешеными темпами — строительные навыки Азиза оказались как нельзя кстати.
«Святой» не забывал и о футболистах. Для них построили ультрасовременную тренировочную базу, скорее напоминавшую 5‑звездочный отель: бассейны, сауны, хаммамы, огромные комнаты.
РАСХОДЫ. 650 МЛН. НА КЛУБ
На момент прихода Илдырима доход клуба составлял 16 миллионов долларов в год. Однако Азиз открыл сеть клубных магазинов и уже через несколько лет увеличил цифру до 22,5 миллиона.
В 2004 году «святой» создал клубный телеканал. «Фенербахче» постоянно участвовал в Лиге чемпионов, и в 2008 году добился рекордного для Турции показателя — заработал 111 миллионов и вошел в число 20 клубов мира с самыми большими доходами. За 13 лет правления Азиз вложил в «Фенербахче» 650 миллионов долларов из собственного кармана.
Именно Илдырим привел в команду таких тренеров, как Йоахим Лев и Зико. Именно он уговорил приехать в Турцию суперзвезду «Реала» Роберто Карлоса.
В 2008 году «Фенербахче» проиграл чемпионство в последнем туре. Расстроенный Илдырим пообещал болельщикам, что «Фенербахче» будет становиться чемпионом три следующих сезона подряд. Но в следующем году история повторилась — вновь титул упущен в последний момент! Азиз сделал все, чтобы в 2010 году команда все-таки стала чемпионом.
Но вопрос в том, какими методами была добыта та желанная победа. Именно методы Илдырима привели к тому, что 3 июля 2011 года, едва он открыл входную дверь своего дома, внутрь ворвались полицейские и надели на него наручники.
Как это стало возможным, какие методы Илдырим якобы использовал для покупки матчей, читайте в завтрашнем номере.
Д. Бутырский
(дата обращения: 27.02.2012)
Настоящий детектив: в России официально выявлена сдача матча
РФС, как и обещал, начал выносить санкции по итогам скандальной игры «Чайка» — «Черноморец».
«Локомотив» заподозрен в участии в договорном матче в Лиге Европы
Бельгийская организация Federbet, которая занимается выявлением потенциально договорных матчей, заподозрила албанский «Скендербеу» в намеренном поражении в матче группового этапа Лиги Европы против «Локомотива» (0:3).
Использование всех произведений на сайте осуществляется в информационных, научных и учебных целях.
Использование изображений граждан производится в общественных и публичных интересах (ст. 152.1, 1225, 1274 ГК РФ).