Центр по научному обеспечению
уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта

28 апреля 2020

Владимир Сараев: Заключение в Экспертный совет по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике


Экспертный совет по физической культуре и спорту

при Комитете Совета Федерации по социальной политике

«В отношении проекта Стратегии развития

физической культуры и спорта до 2030 года

(далее — Стратегия) по состоянию на 08.04.2020 г.»

Предложения и замечания по проекту Стратегии

Предложения:

  1. Внести в раздел I. Общие положения часть «понятия, используемые в Стратегии». Обоснование: Некоторые понятия, используемые в Стратегии, не имеют в настоящее время единых межотраслевых определений и толкования при правоприменении, например: «инфраструктура — спортивная инфраструктура», «предпринимательская деятельность — предпринимательство в сфере физической культуры и спорта».

Некоторое отраслевое законодательство Российской Федерации определяет «инфраструктуру» и как "совокупность объектов недвижимого имущества"[1], и как "совокупность организаций«[2], что вносит противоречия. Исключение разночтений и неопределенности в определениях является необходимым при формулировании ожидаемых результатов Стратегии (Проект Стратегии. Раздел VI. Этапы, ожидаемые результаты и показатели реализации Стратегии), так как, измеряемые объекты должны быть определены конкретно.

В данной части, стоит обратить внимание на положительный пример Минпромторга России в структурировании текста Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года, сразу дающего определение понятию «спортивная индустрия» (Общие положения "понятия, используемые в Стратегии, означают следующее: ...«)[3].

  1. Коррелируется с п. 2 в Замечаниях.

Предлагается соотнести и указать, что упоминаемая в Стратегии «государственная политика в сфере физической культуры и спорта» прямо основывается на Конституции Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, т.е., что является реальной и конкретной, выработанной и реализуемой Минспортом как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а не научной категорией.

Развитие физической культуры и спорта должно быть основано на дополнительном принципе «соблюдения и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта» (проект Стратегии, Раздел I. Общие положения, абз. 3 (стр. 3)). Это положение Стратегии предлагается дополнить вышеуказанным принципом.

  1. Исключить из перечня рисков развития физической культуры и спорта положение о банкротстве «видов спорта и профессиональных спортивных организаций вследствие прекращения бюджетного финансирования и/или отсутствия инвестиций» (проект Стратегии, Раздел III. Вызовы, возможности и риски развития, абз. 2 на стр. 8).

Обоснование по исключению положения:

3.1. Данное положение не соответствует законодательству Российской Федерации в части «банкротства видов спорта».

3.2. Определяет признаки несостоятельности (банкротства) не предусмотренные федеральным законом[4].

3.3. Является не основанным на анализе статистики банкротств и причин и условий возникновения признаков несостоятельности (банкротства), так как, во многих случаях, банкротства в спорте имеют признаки и квалифицируются как мнимые или фиктивные банкротства с требованиями о привлечении лиц, контролирующих должников (банкротов) к субсидиарной ответственности.

3.4. Неккорректное положение в Стратегии не дает объективной оценки данным рискам и как следствие, не предлагает мер по их предупреждению или устранению.

3.5. Сохранение данного положения в Стратегии снижает ответственность руководителей субъектов физической культуры и спорта за действия, приводящие к несостоятельности (банкротству) физкультурно-спортивных организаций, сводя их к прекращению финансирования организации.

  1. Раздел V. Основные направления развития физической культуры и спорта, всего вероятнее, часть 10 необходимо дополнить направлениями:

" - развитие системы саморегулирования по предпринимательскому и/или профессиональному типам в соответствии с требованиями законодательства, всемерная поддержка создания саморегулируемых организаций (СРО) в сфере физической культуры и спорта;

— выработка и развитие преференций, льгот и особенностей для осуществления государственных закупок для субъектов физической культуры и спорта и спортивной отрасли в целом«.

  1. Раздел V. Основные направления развития физической культуры и спорта дополнить частью 12 «Социальное партнерство в сфере физической культуры и спорта», конкретизировав направлением:

" - развитие и всемерная поддержка социального партнерства в сфере физической культуры и спорта как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в сфере физической культуры и спорта;

— создание условий для создания в сфере физической культуры и спорта профессиональных союзов и объединений работодателей с целью установления действенного социального партнерства, заключения коллективных договоров (соглашений)«.

Замечания:

  1. Стратегии не хватает новизны, не учитывается возможность наступления непредвиденных, ухудшающих социально-экономическую ситуацию, периодов времени, когда Стратегия, явно, должна иметь другой «запасной» сценарий развития и план действий (как бы «действие нормативного правового акта под отлагательным или отменительным условием»).
  2. В тексте Стратегии неоднократно упоминается о государственной политике в сфере физической культуре и спорта. На наш взгляд, необходимо учитывать то, что государственная (публичная) политика в указанной сфере окончательно не сформирована, вернее не актуализирована для современного этапа и на будущее носит больше научный характер, так как официально не опубликована. Возникает некорректность в том, что разработчик проекта Стратегии — Минспорт России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта[5], разрабатывает проект Стратегии без выработки «государственной политики» и ее всеобщего обсуждения и доступности.

2.1. Развитие физической культуры и спорта должно быть основано на дополнительном принципе «соблюдения и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта» (Раздел I Общие положения, абз. 3).

  1. Стратегия не учитывает современную реальность.
  2. Стратегия исключает и не поддерживает создание и развитие «спортивных кластеров» (сценарный кластерный подход). При этом, под «спортивным кластером» может пониматься «совокупность субъектов деятельности в сфере физической культуры и спорта, связанных межотраслевыми и междисциплинарными отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации» (предложено мной — Сараев В.В.)[6].

Член Экспертного совета

Сараев В.В., к.ю.н.

Директор ООО «Право Бизнес Спорт»,

Руководитель Центра по научному обеспечению

уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта

27.04.2020.

[1] Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (часть I). Ст. 41.

[2] Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 г. № 1188-р <Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года> // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 24. Ст. 3111.

[4] Федеральный закон от 26.10.200 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.

[5] Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (п. 1.2. ст. 2, п. 1 ст. 6) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.

[6] Определение понятия «спортивный кластер» предложено автором для научного исследования по образовательной программе по курсу «Правовые основы спортивного права» (программа профессионального дополнительного образования «Менеджмент в спорте». Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 2019-2020 гг.).

Сараев В.В.

Очередное заседание Экспертного совета по спорту в законодательном органе и выступление Владимира Сараева

11.07.2022. член Экспертного совета Владимир Сараев выступил с сообщением на тему «Отдельные вопросы совершенствования норм процессуального и материального законодательства по защите прав и интересов субъектов спорта».

Официальное приглашение Владимиру Сараеву

Приглашение стать учредителем и войти в Совет Директоров международной общественной организации «Международная ассоциация по защите прав спортсменов».

Использование всех произведений на сайте осуществляется в информационных, научных и учебных целях.

Использование изображений граждан производится в общественных и публичных интересах (ст. 152.1, 1225, 1274 ГК РФ).


Наверх
Задать вопрос
используется только для ответа
Отправить Отменить
Задать вопрос

Похоже Вы не из России

Ваш IP-адрес не входит в список Российских интернет провайдеров

Вы можете выбрать нужный Вам язык или оставить русский

Оставить русский язык