Центр по научному обеспечению
уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта

12 июня 2016

Владимир Сараев: Тезисы доклада «Актуальные вопросы государственной политики противодействия применению допинга на современном этапе»

10 июня 2016 года заместитель Председателя Экспертного совета по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике Владимир Сараев выступил на заседании совета с докладом «Актуальные вопросы государственной политики противодействия применению допинга на современном этапе».

В начале выступления, не претендуя на оригинальность, Владимир Сараев обратился к известному выражению Карла Маркса «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него...»

Согласно академическому подходу, государственная политика — это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

На основе комплексного анализа проблем, учета их специфики и факторов, влияющих на проблемы, определяются цели и задачи политики, что позволяет выбрать основные направления и разработать совокупность мероприятий для решения той или иной проблемы. Мероприятия разрабатываются по направлениям политик, и здесь присутствует и социальная политика.

Социальная политика и ее составная часть — спортивная политика на современном этапе терпят проверку на оценку их эффективности по противодействию допингу.

Что мы наблюдаем в настоящее время? Это формирующиеся позиции нападения иностранных «друзей» и ответной защиты Минспорта в лице Министра спорта В.Л. Мутко.

Всем известны последние ключевые события:

— дисквалификация Марии Шараповой;

— возбуждение Следственным комитеттом уголовного дела в отношении (пока?) неустановленных лиц Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) по статье 201 Уголовного кодекса РФ за злоупотребление полномочиями;

— четвертый фильм немецкого журналиста Хайо Зеппельта;

— перепроверка допинг-проб спортсменов, участвовавших в Олимпиадах 2008, 2012 годов

Легко рассуждать о прошедшем, но целью выступления является не оценка исполняемого, а попытка найти ответы на классические вопросы: «Что делать?», «Что еще сделать?».

Работа в этом направлении имеет несколько направлений:

1) международное направление (репутационная стратегия и интегрирование в общую мировую борьбу с допингом. Дипломатии Министра спорта здесь не достаточно.

2) федеральное (российское) направление (стратегическое планирование, структурно-организационные преобразования и нормативно-правовое регулирование).

а) Действуют Общероссийские антидопинговые правила, разработанные общероссийской антидопинговой организацией с учетом антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, на основании положений Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в городе Париже 19 октября 2005 г. и ратифицированной Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. No 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, No 1, ст.3), и пункта 1 части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 04.12.2007 No 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Правила требуют актуализации и изменений в связи с требованием времени.

б) Ранее утвержден Приказ Минспорта России от 04.09.2013г. № 710 «О реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

В Приказе выделен раздел IX «Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности», есть ответственные заместители Министра Нагорных Юрий Дмитриевич, Новиков Павел Владимирович, Паршикова Наталья Владимировна.

Стратегическое планирование — это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Стратегия дает сбои в исполнении и не содержит решений в связи с последними событиями на направлении главного удара — борьбе с допингом.

3) региональное направление (изменения в региональные законы о спорте).

а) Субъектов Российской Федерации — 85. Сколько принято региональных Законов о спорте?

Необходимо сфокусироваться на борьбу с допингом на уровне регионов! Тем более, что к предмету совместного ведения по Конституции России относятся не только общие вопросы физической культуры и спорта, но и административное законодательство.

б) В связи с отсутствием ежегодного мониторинга спортивного законодательства (Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации»), спорт не попадает в Планы мониторинга, утверждаемые Правительством ежегодно. Нет в Планах — значит нет в Докладах о результатах мониторинга правоприменения! По Докладу за 2014 год наиболее динамично развивалось законодательство по вопросам по вопросам прохождения военной службы, среднего профессионального образования, использования и охраны недр, водных биологических ресурсов, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Спорта там нет!

4) Направление привлечения общественности.

Архиважно незамедлительное создание эффективной системы общественной поддержки и контроля при противодействии допингу, которая взяла бы на себя значительную роль в пропаганде нетерпимости к допингу, запустила программу «Антидопинг», образовало бы Общественный всероссийский антидопинговый центр и др.

5) Кадровое обеспечение (обучение, выработка правил, в том числе корпоративных, комплаенс (соответствие стандартам и выработанным правилам, система контроля). В любой зарегламентированной сфере работу все равно исполняют люди (человеческий фактор) никто не исключал.

Владимир Сараев закончил выступление афоризмом: «В этом мире не так важно, где мы находимся, как то, в каком направлении мы движемся.»

Оливер Венделл Холмс

Допинг

РУСАДА пожизненно дисквалифицировало четырех врачей из центра спортивной медицины Чувашии

Дисциплинарный антидопинговый комитет Российского антидопингового агентства (РУСАДА) принял решение о пожизненной дисквалификации врачей Республиканского центра медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава Чувашии Яны Бахтиной, Ирины Кирилловой, Татьяны Кожевниковой и Светланы Ларевой. Об этом ТАСС сообщили в четверг в пресс-службе РУСАДА.

В Москве начала работу Мониторинговая группа по оценке выполнения РФ положений Конвенции Совета Европы против применения допинга

21 сентября в Москве начала работу Мониторинговая группа по оценке выполнения Российской Федерацией положений Конвенции Совета Европы против применения допинга во главе с председателем Мониторинговой группы, главой Национального антидопингового агентства Кипра Михаилом Петру. Об этом сообщает пресс-служба Минспорта России.

Использование всех произведений на сайте осуществляется в информационных, научных и учебных целях.

Использование изображений граждан производится в общественных и публичных интересах (ст. 152.1, 1225, 1274 ГК РФ).


Наверх
Задать вопрос
используется только для ответа
Отправить Отменить
Задать вопрос

Похоже Вы не из России

Ваш IP-адрес не входит в список Российских интернет провайдеров

Вы можете выбрать нужный Вам язык или оставить русский

Оставить русский язык