Центр по научному обеспечению
уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта

13 июля 2022

Очередное заседание Экспертного совета по спорту в законодательном органе и выступление Владимира Сараева

11.07.2022. член Экспертного совета Владимир Сараев выступил с сообщением на тему «Отдельные вопросы совершенствования норм процессуального и материального законодательства по защите прав и интересов субъектов спорта».

В заседании Экспертного совета по физической культуре и спорту при Комитете по социальной политике Совета Федерации под председательствующем Викторе Владимировиче Блажееве приняли участие Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Мохмад Исаевич Ахмадов и Заместитель Министра спорта России Андрей Михайлович Федоров.

Уважаемые Виктор Владимирович, Мохмад Исаевич, Андрей Михайлович,

уважаемые члены Экспертного совета, коллеги!

Допуская с моей стороны рассуждения о защите прав спортсменов и др. субъектов спорта, позвольте отметить, что совершенствование правовых механизмов защиты законных интересов находятся в двух областях: процессуального и материального права.

Если мы создаем действенную систему доступа к правосудию и осуществления этого правосудия — это отраслевое процессуальное законодательство (гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, административное судопроизводство), когда мы совершенствуем способы защиты прав — это обращение к тому или иному отраслевому материальному законодательству (гражданскому, трудовому и др.).

Всего вероятнее, все согласятся в том, что соответствующие процессуальные и материальные отрасли права взаимосвязаны и взаимоувязаны, если мы реально хотим достичь цели — выстроить более эффективную систему защиты прав и интересов субъектов спорта. Решая задачи упрочения этой защиты, необходимо признать то, что это не только решение сверху, а в том числе, удовлетворение назревшей обобщенной потребности снизу от многочисленного и многоликого сообщества граждан, организаций, органов, вовлеченных в сферу спорта.

Что касается субъектов спорта — граждан, то разность их интересов, целей и возможностей является колоссальной. В части материального положения, кто-то спокойно может приобретать абонементы в World Classeза 300 тыс. руб., а кто-то вынужден брать кредит для того чтобы обратиться в суд или спортивный арбитраж, нанять юриста для представления своих интересов. Это реальность, несмотря на существующие равные права на судебную защиту!

Для решения проблемы, мы должны «уловить» и признать эти потребности, считая их запросом от общественных отношений, которые подвергаются законодателем или федеральным органом исполнительной власти правовому регулированию.

Какой бы новый спортивный юрисдикционный орган не был создан, если для обращения к нему за защитой нарушенных или оспоренных прав необходимо заплатить «на входе» 100 тыс. руб. и более арбитражного сбора — очередь в этот орган не выстроится. А ведь еще есть расходы на юристов, экспертизы, на прилеты (приезды) в Москву, проживание, питание. Защищать свои права становится очень дорогим удовольствием!

Отдельно предлагается в процессуальном аспекте:

1) освобождать заявителей — граждан от уплаты сборов за дисциплинарные и арбитражные разбирательства;

2) не создавать новые органы для рассмотрения спортивных споров в Москве или Санкт-Петербурге, а формировать их в округах (хотя, это тоже полумера), а лучше в каждом из 85 субъектов Российской Федерации по модели филиальной сети от спортивного арбитража (Национального Центра Спортивного Арбитража (НЦСА)), либо «дать пройти» и принять законодательную основу для создания региональных спортивных арбитражей;

3) образовывать бесплатные для субъектов спорта юридические консультации (бюро) в регионах (субъектах РФ) под эгидой областных, краевых, республиканских минспортов и комитетов спорта, где государство или регион относит на свои расходы оплату работы консультантов и юристов.

Но система защиты прав субъектов спорта не сработает, если мы не пересмотрим свое отношение к материальному законодательству, обратив внимание на то, чем и как, на основании какой правовой нормы мы регулируем спортивные общественные отношения и разрешаем, возникающие здесь споры.

Актуальный Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте) имеет своих апологетов и оппонентов и это сложившееся соотношение сил, которое не позволяет переоценить сложившуюся правовую ситуацию.

При сущетвующих недружественных действиях по отношению к российскому спорту, мы живем по Закону о спорте, отражающим прошедшие взаимоотношения, где все радужно и спокойно. Нас не дискриминируют, уважают, предоставляют равные права наряду с другими спортсменами и спортивными федерациями.

Часть 5 статьи 36.2. Закона о спорте определяет, что при разрешении споров, возникающих в профессиональном спорте и спорте высших достижений, включая индивидуальные трудовые споры, третейский суд руководствуется нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета, Сводом правил Международного паралимпийского комитета, Всемирным антидопинговым кодексом (выделено мной — В.С.), актами международных спортивных организаций и международных спортивных федераций, положениями (регламентами) спортивных соревнований, утвержденными их организаторами, а также нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами и устанавливающими права и обязанности для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта. Приказ Минспорттуризма РФ от 13.05.2009 г. № 293 (ред. от 14.06.2011) «Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля» (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.09.2009 г. № 14790) (далее — Порядок) (официально не отменен, опубликование об этом не размещено) в пункте 2 Порядка определяет, что правовую основу проведения в Российской Федерации допингового контроля составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте, принятая в г. Париже 19 октября 2005 г., Федеральный закон от 27.12.2006 г. № 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте», Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. № 408, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Всемирный антидопинговый кодекс (далее — Кодекс ВАДА), принятый Всемирным антидопинговым агентством (далее — ВАДА) (выделено мной — В.С.), Международные стандарты ВАДА (выделено мной — В.С.), правила и регламенты антидопинговых организаций, а также настоящий Порядок (в ред. Приказа Минспорттуризма РФ от 14.06.2011 N 563).

Кодекс ВАДА и Международные стандарты ВАДА определены нами как правовые нормы прямого действия на территории Российской Федерации. Не пришло ли время переоценить их включение в качестве составной части в российскую правовую систему?!

Предложение идет не об их неисполнении, а о выстраивании предписывающих правил и, если это необходимо, заградительных конституционных барьеров.

В декабре 2020 г. и позднее, после общероссийского обсуждения и голосования по принятию изменений в Конституцию РФ, в кратчайшие сроки Правительством РФ (с участием профильных министерств) были инициированы «сквозные» поправки в федеральные законы о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Вопрос о том, почему это не было сделано в свое время, когда многие базовые федеральные законы получили эти поправки, остается за кадром, но исправить это сейчас не поздно, справедливо и архиважно!

Благодарю за внимание!

Член Экспертного совета по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике В.В. Сараев.

Москва. 11.07.2022.

Сараев В.В.

Официальное приглашение Владимиру Сараеву

Приглашение стать учредителем и войти в Совет Директоров международной общественной организации «Международная ассоциация по защите прав спортсменов».

Использование всех произведений на сайте осуществляется в информационных, научных и учебных целях.

Использование изображений граждан производится в общественных и публичных интересах (ст. 152.1, 1225, 1274 ГК РФ).


Наверх
Задать вопрос
используется только для ответа
Отправить Отменить
Задать вопрос

Похоже Вы не из России

Ваш IP-адрес не входит в список Российских интернет провайдеров

Вы можете выбрать нужный Вам язык или оставить русский

Оставить русский язык