26 октября 2012
«Темная сторона медали»
Авторский проект Владимира Сараева. Почему я начал авторский проект «Антиспорт»? Идея возникла у меня еще месяц назад, когда исполнял обязанности министра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области.
.Добровольная уход с министерского поста, поставил меня перед выбором: продолжить реализацию идеи или забыть об этом, ограничившись только научными исследованиями в этой области, так как журналистика предполагает несколько иной поход к подаче материала и информации, заочный диалог с читателями и многое другое. Я выбрал первое.
С 2005 года я начал свою научную деятельность по уголовно-правовой охране современного профессионального спорта в России, которую продолжаю и в настоящее время. Всем понятно, что научные результаты ограничены узким кругом ученых и законодателей, а используемые информация, материалы и опыт в жизненном изложении несут в себе более существенный интерес для всех любителей и знатоков спорта.
Безусловно, что данный проект является для меня всего лишь хобби. Я уверен, что каждый читатель, искренне болеющий за «чистое» и законное развитие спорта, станет уважаемым собеседником или критиком.
Кто виноват в допинге?
Спорт, как и вся наша жизнь, имеет две стороны медали. Обратную, темную сторону медали я решил назвать «Антиспорт». Это договорные матчи; умышленное предвзятое или подкупленное судейство; нарушение антидопинговых правил, в том числе с участием врачей и тренеров; хищение денежных средств, выделяемых государством на спорт; нанесение тяжелых травм спортсменам и смертельные случаи со спортсменами; применение спортсменами — мастерами спортивных единоборств своих навыков вне пределов спорта; противоправные действия болельщиков; подкуп спортивных чиновников и коррупция в спорте в целом; проявление хулиганства, экстремизма и расизма в спорте; махинации с билетами; мошенничество и легальные или нелегальные ставки в профессиональном спорте; нарушения прав спортсменов и тренеров, в том числе при заключении и расторжении контрактов и другое.
В своем первом материале решил начать рассказ о нарушении антидопинговых правил. При этом для коллег — юристов сразу хочу оговориться, что специально упрощаю терминологию и изложение информации для доступности читателям.
Кто виноват в употреблении допинговых средств (далее — допинг, субстанции)? Сами спортсмены, тренеры, врачи. Считаю их надо расставить в обратном порядке по степени участия и вины: «врачи — тренеры — спортсмены». Ни один спортсмен, если, конечно, он в здравом уме, не будет самостоятельно принимать допинг, не посоветовавшись с врачом. И схема здесь, к сожалению, стандартная: врач, чаще всего в связке с тренером или один, варианты могут быть разными, даже советует своему подопечному в качестве улучшения спортивных показателей то или иное запрещенное средство. Цель одна — победа в соревнованиях, а если это профессиональный спорт — победа обрамляется требованиями собственников команды и значительными материальными зарплатами и премиями. Это как решение, которое принимал командир самолета в кинофильме «Экипаж»: «Не взлетать нельзя — погибнем, взлетать тоже нельзя. Отсюда вывод: будем взлетать!».
Запрещенные препараты
Любопытную статистику нарушений антидопинговых правил в российском хоккее приводит в этой связи информационный портал «Sports.ru» (http://www.sports.ru/hockey/5016109.html).
В 2002 году на применении запрещенного препарата карфедона попадаются игроки казанского «Ак барса» Алексей Чупин и Эдуард Кудерметов. Карфедон — препарат, улучшающий концентрации внимания, зрения и кровоснабжения нижних конечностей. За карфедон была дисквалифицирована и лишена серебряной медали Турина-2006 биатлонистка Ольга Пылева. В 2005 году попадается на эфедрине игрок тольяттинской «Лады» Максим Кондратьев. Эфедрин реально повышает мышечную энергетику. В 2008 игрок молодежной сборной России и магнитогорского «Металлурга» Максим Мамин сдает допинг-пробы на молодежном чемпионате мира. Обе пробы показали наличие препарата норандростерона запрещенного анаболического стероида. В 2009 году запрещенный препарат гидрохлортиазид находят у игрока московского" Спартака" Дмитрия Вишневского. Этот мочегонный препарат активно применяются для сокрытия следов использования допинга. И наконец, в 2012 году запрещенные препараты находят у игроков питерского «СКА» Максима Рыбина и омского «Авангарда» Антона Белова.
Во всех случаях можно предполагать, что спортсмены не могли принимать запрещенные препараты самостоятельно, они получали профессиональную помощь в кавычках от медицинских специалистов, спортсменов или других лиц. Показателен в этой связи комментарий исполнительного директора Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Н. Камаева газете «Советский спорт» (от 10 июля 2012) по делу А. Белова: «Медицинская подготовка в „Авангарде“ ведется целенаправленно и одномоментно, отвечает за нее врач. Это было подтверждено документами: Антон самостоятельно ничего не принимал, а запрещенная субстанция была в препарате, назначенном врачом. И как официальное лицо РУСАДА я должен заявить, что нами будет предпринято дополнительное расследование в отношении персонала „Авангарда“. В частности, тренера и врача, по вине которых из-за халатности либо сознательно — пока об этом четко говорить нельзя — игрок принял запрещенный препарат».
Дисквалификация до трех лет
Ответственность за применения допинга до последнего времени целиком лежала на спортсменах, принимающих запрещенный препарат, и безнаказанными оставались основные действующие фигуры: спортивные врачи, тренеры или иные лица способствующие применению допинга. Сейчас в этой области постепенно наводится порядок.
По инициативе ФСКН и Минспорттуризма РФ Госдума наконец-то приняла поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В чем их суть. Теперь за использование или попытку использования допинга, а также применение или попытку применения в отношении спортсмена «запрещенного метода» тренерам и спортивным врачам грозит административное наказание в виде дисквалификации сроком до трех лет. Федеральный закон предусматривает, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судами.
Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в части установления полномочий общероссийской антидопинговой организации по передаче в орган, уполномоченный составлять протоколы об указанных административных правонарушениях сведения о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в том числе для применения санкций.
Новая редакция
После завершения последнего футбольного чемпионата и хоккейного Кубка Гагарина, где произошло несколько скандальных ситуаций с применением допинга, была принята новая редакция антидопинговых правил. Вносимые изменения совпали с произошедшими случаями с игроками «СКА» М. Рыбиным и «Авангарда» А. Беловым. Ранее препараты делились на «особые» субстанции и «отличные от особых», и по правилам ВАДА сразу отстранение получали только те спортсмены, у которых была обнаружена субстанция «отличная от особых». Поэтому частенько возникала путаница: можно тому или иному спортсмену при обнаружении запрещенного препарата выступать за команду или же он должен сразу быть выведен из состава. Теперь ситуация предельно проста: спортсмена командных видов спорта обязательно отстраняют от игр в случае обнаружения в допинг-пробе любого препарата из списка запрещенных. Изменения вступили в силу со 2 октября 2012 года.
Может ли борьба с допингом превратиться в недобросовестный инструмент спортивной конкуренции? Следует понимать, что административным ресурсом по выбору команд, неожиданно подвергаемым допинг — контролю, конкурирующие команды не обладают. Но антидопинговое агентство вправе корректировать свои планы по внезапным допинг — проверкам исходя из негласной или аналитической информации, что чаще всего попадает в цель. Предание огласке фактов положительных допинг — проб становится делом техники и в силу общественного резонанса и строгого соблюдения принципа чистоты состязаний могло приводить к временному отстранению спортсмена от участия в важных соревнованиях. Но это уже нарушает концепцию очередности степени участия и вины, а также привлечения к ответственности среди лиц «врач — тренер — спортсмен».
Владимир Сараев
Руководитель Центра по научному обеспечению уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта
«Спортивная газета»
(Дата обращения 26.10.2012)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
В продолжение деятельности НИР руководителем Владимиром Сараевым опубликованы научные труды:
Очередное заседание Экспертного совета по спорту в законодательном органе и выступление Владимира Сараева
11.07.2022. член Экспертного совета Владимир Сараев выступил с сообщением на тему «Отдельные вопросы совершенствования норм процессуального и материального законодательства по защите прав и интересов субъектов спорта».
Использование всех произведений на сайте осуществляется в информационных, научных и учебных целях.
Использование изображений граждан производится в общественных и публичных интересах (ст. 152.1, 1225, 1274 ГК РФ).