15 июня 2012
Ударная волна
УЕФА наглядно показал нашим футбольным властям, как эффективно бороться с хулиганами и расистами на стадионах. Подвиги российских фанатов впервые на крупном международном футбольном турнире могут затмить игру сборной. И дело совсем не в том, что футболисты играют неярко. Просто историй с нашими болельщиками в Польше уже так много, что они затмевают футбольные новости своим количеством.
Можно спорить о том, какова доля вины в этих безобразиях наших соотечественников. После побоища в Варшаве фанатов из России на «Евро-2012» пытаются представить безвинными жертвами польских хулиганов-русофобов. Видимо, доля правды в этом есть. Но тревожные релизы из УЕФА и вялые извинения от властей Польши — очень слабые утешения. На практике мы получили настоящую бомбу под отборочную кампанию «Евро-2016». Из-за поведения российских болельщиков в стартовом матче чемпионата Европы во Вроцлаве сборная России условно лишена 6 очков. Это означает, что еще одна петарда в квалификационных матчах через три года — и прощай последний большой турнир перед домашним чемпионатом мира 2018 года.
И это еще не все. По итогам матча со сборной Польши в отношении Российского футбольного союза открытое новое дисциплинарное дело «в связи с неподобающим поведением болельщиков». Согласно официальным данным УЕФА, во время матча с поляками наши фанаты поджигали и бросали на поле файеры, а также вывешивали баннеры недозволенного содержания. Кроме того, один из болельщиков сборной России выбежал на поле. Что будет нам за эти инциденты, страшно даже представить. Европейский футбольный союз явно не настроен прощать хулиганство на трибунах кому бы то ни было. И то, что наши соотечественники якобы были спровоцированы атаками польских боевиков во время «русского марша», не станет смягчающим обстоятельством.
Нападение на стюардов на стадионе во Вроцлаве, расистские выходки в отношении игрока Теодора Гебре Селасси, темнокожего футболиста сборной Чехии, проникновение на трибуны с запрещенными петардами и провокационными плакатами, десятки драк в барах и на улицах — список слишком велик для того, чтобы изображать из себя невинную жертву. Конечно, все это, даже вкупе со спорным «русским маршем», не оправдывает польских хулиганов, устроивших на улицах Варшавы охоту на наших болельщиков, в том числе на мирных. Но речь здесь не о поляках и даже не о чеченских эмигрантах в Польше, активно участвующих в травле россиян. Речь о болельщиках из нашей страны, упорно не понимающих, что они не просто весело отдыхают на футболе, а творят нечто предосудительное.
За последние четыре дня Российский футбольный союз дважды публиковал письма с призывами к нашим фанатам вести себя хорошо и не обрекать национальную команду на штрафы и дисквалификации. Но при этом осталось огромной загадкой, кто мешал нашим футбольным властям заняться воспитанием фанатов намного раньше. Петарды запрещены на футболе уже более десяти лет, санкции за дискриминационные действия на трибунах для футбольной Европы — тоже, мягко говоря, не новость. О том, что во время «Евро-2012» на стадионах будут работать специальные антирасистские волонтеры известно уже минимум год. Почему теперь их доклады вызывают недоумение у наших спортивных начальников?
Все время пока в европейском футболе занимаются наведением порядка на трибунах, в Российском футбольном союзе разводят руками и сетуют на несовершенство законодательства, мешающего призвать к ответу хулиганов и расистов. В итоге в прошлом сезоне единственной весомой реакцией на серию выходок против темнокожих игроков в чемпионате России стала...дисквалификация Эммануэля Эменике. Нигерийский футболист «Спартака» показал неприличный жест трибунам в ответ на расистские оскорбления. Болельщики московского «Торпедо» несколько раз за сезон отметились дискриминационными выходками, а команда отделалась лишь матчем при пустых трибунах, которые для нее и так вполне привычны.
Теперь УЕФА наглядно показал нашим футбольным властям, как эффективно бороться с хулиганами и расистами на стадионах. Наряду с огромным штрафом в 120 тыс. евро «на крючок» подвешена и сборная России. И это при том, что виновные в безобразиях на стадионе во Вроцлаве вычислены и тоже получат по полной от польских властей как физические лица. Если по итогам расследования инцидентов на арене в Варшаве мы заработаем еще минус шесть условных очков, заявляться на отборочный турнир «Евро-2016» вообще нет смысла. Потому что у РФС нет никакого представления о том, как предотвратить новые выходки на трибунах даже во время поединков сборной.
И главная проблема здесь, как обычно, не в наших нравах, а в головах спортивных руководителей из России, которые воспринимают борьбу с хулиганами и расистами как некую назойливую необходимость, навязанную нам извне. Так уже было во время активизации борьбы с допингом в международном олимпийском движении в начале
Для того, чтобы в России появилась хоть какая-то система противодействия допинговым инцидентам, потребовалась серия страшных скандалов, больно ударивших по репутации нашего спорта и сказавшихся на конкурентоспособности наших сборных. Наш футбол в отношении с хулиганствующими болельщиками, похоже, следует тому же сценарию. До сих пор РФС было выгодно заигрывать с «ультрас» всех мастей, именно этим объясняется более чем мягкий тон всех воззваний к фанатам на «Евро-2012». Но тенденция в мировом футболе неумолима, и рано или поздно боссов российского спорта ждет жесткий разговор с фанатами. Потому что представить себе проведение чемпионата мира 2018 года в России с такой публикой невозможно в принципе.
О. Шамонаев
(дата обращения: 15.06.2012)
«Были там, чтобы убить»: как судят россиян за драку на Евро
Прокурор требует до 15 лет тюрьмы для россиян по делу о драке на Евро-2016
Во Франции начался суд над фанатами из РФ, изувечившими британца в Марселе
В городе Экс-ан-Прованс на юге Франции начался судебный процесс по делу о драке с участием двух российских болельщиков, произошедшей во время чемпионата Европы по футболу 2016 года во Франции. Для одного из обвиняемых прокуроры запросили 15-летний тюремный срок.
Использование всех произведений на сайте осуществляется в информационных, научных и учебных целях.
Использование изображений граждан производится в общественных и публичных интересах (ст. 152.1, 1225, 1274 ГК РФ).