30 января 2012
ДОПИНГ. КРОВНАЯ МЕСТЬ
Что это такое — биологические паспорта? Мы решили познакомить читателей «СЭ» с принципами их действия. Думается, многое станет понятно из интервью одного из руководителей РУСАДА Александра Деревоедова и статьи спортивного врача Хельсинкского университета Сергея Илюкова. Кровяной допинг получил распространение после Олимпийских игр в Мехико в 1968 году.
Причем результаты оказались настолько ниже ожидаемых, что заставили спортивных ученых обратить внимание на связь высокогорья и работоспособности организма спортсмена, а затем и прийти к открытию эргогенного (то есть повышающего работоспособность) воздействия кровяного допинга.
Существует множество разновидностей кровяного допинга. Переливание крови — как собственной, так и донорской, применение стимулирующих эритропоэз препаратов (EPO, CERA, генные препараты EPO нового поколения, пептидные EPO-миметики, активаторы генов EPO и так далее), искусственные переносчики кислорода типа перфлуорокарбонов. Все они представляют собой вызов для антидопинговых организаций.
Список препаратов, с помощью которых спортсмены могли мошенничать, сужался по мере развития антидопинга. Кровяной допинг, тогда еще в виде гемотрансфузий, был запрещен в 1985 году. Это случилось сразу после Игр в Лос-Анджелесе, где сборная команда США по велоспорту публично приписала свои успехи переливанию крови. Несмотря на введенный запрет на донорскую кровь, первая жертва обнаружилась только в
В начале
Из приведенного графика видно, как в течение декады упало количество подозрительных изменений параметров в крови профессиональных велогонщиков. Прежде всего это связано с работой антидопинговых организаций. Нельзя не отметить, что одновременно с этим выросла безопасность самих спортсменов и ожидаемо снизились результаты скорости прохождения элитных горных этапов на «Гран-турах», вроде восхождения на Альп д'Юэз во время «Тур де Франс». Теперь, когда разработка биологического паспорта ведется полным ходом, допинг-контроль обещает выйти на новый уровень. Эффективность новой системы еще предстоит оценить, но одно можно сказать уже сейчас: арсенал средств у махинаторов стал значительно скуднее.
Говоря о паспорте крови, необходимо отметить, что его прототипом еще в
Система паспорта крови основана на регулярном ее заборе у спортсменов и анализе кровяных параметров. К последним, прежде всего, относятся гемоглобин, эритроциты и ретикулоциты. Именно с этими компонентами крови связаны такие формы допинга, как эритропоэтин и гемотрансфузии. Повышение уровня кровяных телец и содержания гемоглобина в них приводит к повышению функции транспорта кислорода с кровью к мышцам, следовательно, и к росту работоспособности.
Огромное разнообразие факторов, влияющих на картину крови, диктует практику абсолютно индивидуального подхода. Сперва закладывается база данных под каждого спортсмена, входящего в пул тестируемых, и мониторинг строится в сравнении с этими данными.
Мониторинг опирается на изменения ряда показателей (далее пойдет речь только о самых основных параметрах). В норме количество ретикулоцитов, молодой формы эритроцитов, находится в диапазоне
При заборе крови спортсмена с целью последующего переливания в качестве допингового средства (как правило, это делается во внесоревновательный период после приема микродоз эритропоэтина) организм временно ощущает недостаток крови. Это стимулирует новообразование крови, в результате чего растет концентрация ретикулоцитов.
Аналогичные изменения происходят с гемоглобином, где при заборе крови гемоглобин падает, а при переливании — резко возрастает. Все эти манипуляции с переливанием совершаются, как правило, с кровью самого спортсмена во избежание побочных реакций отторжения (подобные случаи не столь редки и могут привести к больничной койке) или возможного заражения заболеваниями, переносимыми с чужой кровью.
К анализу гемоглобина и ретикулоцитов, лежащему в основе мониторинга биологических паспортов, был выработан так называемый OFF-score, или stimulation index (индекс стимуляции), который представляет собой соотношение гемоглобина к ретикулоцитам. При постоянном отслеживании индекса можно заметить, когда спортсмен производит как забор (он сопровождается падением гемоглобина и ростом ретикулоцитов), так и обратное переливание крови (рост гемоглобина и падение ретикулоцитов).
Можно долго рассказывать о паспорте крови, но ничего не может быть нагляднее самого паспорта — он перед вами. Данный паспорт лег в основу исследования моих коллег из Германии, в котором симулировался тренировочно-соревновательный цикл манипулировавшего кровью спортсмена. Цикл был рассчитан на 42 недели, и в ходе него у спортсмена было взято 10 проб крови.
Глядя на паспорт, даже не специалист в антидопинге может увидеть, как между
С. Илюков
(дата обращения: 30.01.2012)
РУСАДА пожизненно дисквалифицировало четырех врачей из центра спортивной медицины Чувашии
Дисциплинарный антидопинговый комитет Российского антидопингового агентства (РУСАДА) принял решение о пожизненной дисквалификации врачей Республиканского центра медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава Чувашии Яны Бахтиной, Ирины Кирилловой, Татьяны Кожевниковой и Светланы Ларевой. Об этом ТАСС сообщили в четверг в пресс-службе РУСАДА.
В Москве начала работу Мониторинговая группа по оценке выполнения РФ положений Конвенции Совета Европы против применения допинга
21 сентября в Москве начала работу Мониторинговая группа по оценке выполнения Российской Федерацией положений Конвенции Совета Европы против применения допинга во главе с председателем Мониторинговой группы, главой Национального антидопингового агентства Кипра Михаилом Петру. Об этом сообщает пресс-служба Минспорта России.
Использование всех произведений на сайте осуществляется в информационных, научных и учебных целях.
Использование изображений граждан производится в общественных и публичных интересах (ст. 152.1, 1225, 1274 ГК РФ).