21 июля 2014
Допинговые скандалы: мясорубка или дезинфекция?
Станет ли российский спорт слабее после вала дисквалификаций за использование запрещенных веществ?
Станет ли российский спорт слабее после вала дисквалификаций за использование запрещенных веществ, обрушившихся на наших спортсменов в нынешнем году.
Нынешний год станет рекордным по количеству допинговых инцидентов с участием российских спортсменов. За неполные семь месяцев претензии у антидопинговых инстанций возникли более чем к 120 нашим соотечественникам. Около 20 имен из «черного списка» — это звезды отечественного спорта, призеры крупных международных соревнований в составе сборной России. Такого вала скандалов у нас не было никогда. Что же стало причиной всплеска активности на ниве борьбы с допингом, сдают ли теперь наши спортивные власти собственных подопечных и ударят ли нынешние дисквалификации по конкурентоспособности отечественного спорта в целом?
БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА
После окончания Олимпиады в Сочи последние психологические барьеры, сдерживавшие антидопинговую кампанию в России, действительно пали. Руководители спортивных федераций поняли, что большое количество выявленных допингеров в их видах спорта — это не клеймо, а в некотором роде показатель хорошей работы. Кроме того, в распоряжении Российского антидопингового агентства теперь достаточно денег, чтобы проводить проверку на чемпионатах и Кубках России по не самым рейтинговым видам спорта — именно они приносят сейчас главный улов. Многие спортсмены просто еще не осознали, что теперь они находятся под прицелом даже на самом низком уровне.
Перед нами сейчас во всей красе разворачивается более или менее объективная картина состояния дел с допингом в отечественном спорте высших достижений. До Олимпиады-2016 далеко, и получившие сейчас двухлетнюю дисквалификацию спортсмены еще успевают вернуться в строй. Это дает возможность национальным антидопинговым инстанциям избежать возможного давления. На международном уровне теория заговоров против России признана неэффективной, как и тактика выгораживания наших провинившихся звезд и сокрытия информации об их положительных допинг-пробах. Сердобольность в отношении наказанных спортсменов окончательно сменилась «нулевой терпимостью», во всяком случае на уровне высказываний первых лиц нашего спорта.
Другой вопрос, приведет ли нынешняя мощная кампания к искоренению допинга в ближайшей или хотя бы дальней перспективе. Ведь проблема не только в том, что некоторые наши тренеры в принципе не умеют работать без разного рода фармакологических уловок. Вся нынешняя система спорта в России заточена под результат. Завоевание медалей на крупных соревнованиях — смысл жизни любого российского спортсмена и его наставника. И эта цель в их глазах оправдывает любые средства. Очень странно сначала за государственный счет мотивировать атлета на максимальный результат, а затем за государственные же деньги объяснять ему, что честное поражение лучше бесчестной победы.
ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ ЧЁГИНА
Нынешняя ситуация порой провоцирует очень странные истории — наподобие неожиданного поворота в деле саранского Центра спортивной подготовки. Министерство спорта вчера вдруг взяло под защиту знаменитого тренера по спортивной ходьбе Виктора Чёгина, которому ставят в вину многочисленные допинговые инциденты с участием его воспитанников. В связи с расследованием, начатым РУСАДА в отношении мордовских ходоков, Всероссийская федерация легкой атлетики отстранила было Чёгина от участия в тренировочных сборах и исключила из состава российской делегации на августовский чемпионат Европы. Однако вчера Минспорта заявило, что санкции в отношении наставника нарушают его «презумпцию невиновности».
«До окончания разбирательств и проведения заседания дисциплинарной комиссии не могут вноситься никакие определения, никто не может быть подвергнут каким-либо санкциям, — говорится в заявлении на официальном сайте Министерства спорта РФ. — Это не просто некорректно и неэтично — это является грубейшим нарушением антидопинговых правил, потому что может направить разбирательство по ложному пути... Все действия должны проходить в строгом соответствии с установленными процедурами. Никто не отменял презумпцию невиновности и право на объективное разбирательство».
Естественно, после такой отповеди глава ВФЛА Валентин Балахничев тут же заявил, что отстранение Чёгина от работы со сборной является не административной санкцией, а лишь «пожеланием главы федерации». Де-юре общественная организация ВФЛА и вправду не имеет права препятствовать тренеру в осуществлении его профессиональной деятельности. Официально работодателями Чёгина являются Министерство спорта России и правительство Республики Мордовия. Именно они, согласно нашим законам, и могут определять границы «презумпции невиновности» заслуженного специалиста.
ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Но не этические нюансы в «деле Чёгина» и не попытка Минспорта сохранить за собой инициативу в деле борьбы с допингом, на мой взгляд, путают все карты. В действительности мало кто в нашей стране сейчас отдает себе отчет в том, чем все-таки является допинговое нарушение. Да, это некий поступок, за которым следует дисквалификация супостата по спортивной линии. Но это явно не преступление, поскольку уголовной ответственности за допинг в России нет. Возможно, это неджентльменский поступок в отношении соперников и в определенном смысле — «предательство национальных интересов», ибо каждый допинговый скандал роняет престиж страны на международной арене. Но все это очень зыбкие моральные нюансы.
Даже распространение допинга не преследуется нашими законами. Большинство самых замысловатых препаратов можно купить в России совершенно свободно у людей, не имеющих формальных связей со спортом. Некоторые из видов допинга, правда, являются обычными лекарствами, продающимися без рецепта, но далеко не все. Теоретически тренера можно привлечь к административной ответственности и даже уволить, если он будет слишком рьяно принуждать своих учеников к приему запрещенных веществ. Но никто не может запретить ему фармакологические эксперименты как частному лицу. Существование двух реальностей — спортивной и обывательской — одна из причин, по которой победить допинг в нашей стране сейчас почти невозможно.
«Нулевая терпимость» и массовые дисквалификации — это, наверное, достаточно сильные меры. Но есть опыт других стран, где применение допинга приравнивается к мошенничеству, а его распространение наказывается так же, как торговля наркотиками. И это выводит борьбу с главным спортивным злом на совершенно иной уровень. Допинг как бы перестает быть внутрицеховой проблемой, и, когда в дело вступают правоохранительные органы, отношение к презумпции невиновности и этическим нюансам становится совсем иным. Конечно, здесь тоже могут быть перегибы. Но по крайней мере борьба с запрещенными веществами выходит из замкнутого цикла.
ГИБКОЕ НАКАЗАНИЕ
Некоторое время назад спортивных врачей вывели из подчинения Министерства спорта и передали под крыло Медико-биологического агентства. Такой шаг помог решить важную этическую проблему — врачи, по крайне мере формально, начали отвечать перед своим начальством в первую очередь за здоровье спортсмена, а не за его результат. Конечно, бывают разные ситуации, но приказать врачу пожертвовать будущим атлета ради сиюминутной победы, тренеры или функционеры сейчас не могут. Думается, подобная реформа рано или поздно должна случиться и в деле борьбы с допингом.
РУСАДА и WADA — это, конечно, независимые организации. Но они сейчас в основном выполняют функции антидопинговой полиции. Окончательное решение о дисквалификации спортсменов принимают дисциплинарные органы международных и национальных федераций, связанные множеством внутренних условностей и договоренностей. Именно желанием угодить одновременно всем, можно объяснить восьмилетнюю дисквалификацию россиянки Екатерины Юрьевой, о которой вчера объявил Международный союз биатлонистов (IBU).
По всем спортивным законам за повторное нарушение антидопинговых правил должно следовать пожизненное отстранение. Тем не менее Юрьева получила возможность возобновить карьеру в 2022 году, когда ей исполнится 39 лет. Что хотел сказать IBU своим странным вердиктом, остается только гадать. Но неадекватность наказания настолько очевидна, что может легко перечеркнуть в глазах наших молодых спортсменов весь эффект от 78 дисквалификаций россиян в олимпийских видах спорта в текущем году. «Штрафная рота»-2014, конечно, впечатляет, однако «дело Юрьевой» демонстрирует всем, что наказание за допинговый обман может быть не только неотвратимым, но и достаточно гибким. А это значит, что желающие выжить во время ковровой антидопинговой бомбардировки будут появляться снова и снова.
(Дата обращения 21.07.2014.)
РУСАДА пожизненно дисквалифицировало четырех врачей из центра спортивной медицины Чувашии
Дисциплинарный антидопинговый комитет Российского антидопингового агентства (РУСАДА) принял решение о пожизненной дисквалификации врачей Республиканского центра медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава Чувашии Яны Бахтиной, Ирины Кирилловой, Татьяны Кожевниковой и Светланы Ларевой. Об этом ТАСС сообщили в четверг в пресс-службе РУСАДА.
В Москве начала работу Мониторинговая группа по оценке выполнения РФ положений Конвенции Совета Европы против применения допинга
21 сентября в Москве начала работу Мониторинговая группа по оценке выполнения Российской Федерацией положений Конвенции Совета Европы против применения допинга во главе с председателем Мониторинговой группы, главой Национального антидопингового агентства Кипра Михаилом Петру. Об этом сообщает пресс-служба Минспорта России.
Использование всех произведений на сайте осуществляется в информационных, научных и учебных целях.
Использование изображений граждан производится в общественных и публичных интересах (ст. 152.1, 1225, 1274 ГК РФ).