Центр по научному обеспечению
уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта

17 сентября 2014

ПРАВО И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: НОВАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Продолжая традицию научного общения молодых ученых-юристов, 29 — 30 мая 2014 г. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП) провел IX Международную школу-практикум молодых ученых-юристов (далее — Школа) на тему «Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей».

Заслужившая за годы своего проведения широкое признание отечественных и зарубежных правоведов, Школа на этот раз собрала участников более чем из 20 зарубежных государств, в числе которых были представители Франции, Исландии, делегации из Китая, Казахстана, Украины, Белоруссии, Армении и других стран. Общая численность участников форума составила свыше 400 человек, представляющих различные научные и учебные центры, органы государственной власти и бизнес-структуры из около 60 субъектов РФ.

В ходе работы Школы были рассмотрены вопросы, связанные с защитой и обеспечением социально-экономических прав, предпринимались попытки поиска новых граней соприкосновения культурно-образовательного пространства и права, затрагивались проблемы, существующие в сфере правового регулирования здравоохранения и спорта, а также обсуждались иные актуальные теоретико-правовые и практические проблемы, существующие в социальной сфере.

Работу Школы открыло пленарное заседание, модератором которого выступил Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, председатель Попечительского совета ИЗиСП доктор экономических наук С.Е. Нарышкин. Поприветствовав собравшихся, он отметил особую востребованность проведения встреч в таком формате, как Школа-практикум молодых ученых-юристов.

Развитие современной России дает пищу для множества научных дискуссий и исследований, в том числе по правовым вопросам. Одним из поводов таких дискуссий является 20-летие Конституции РФ. За этот срок Россия прошла большой путь, накопила богатый опыт строительства правового, демократического, социального государства, и этот опыт следует изучать, с тем чтобы использовать его в практической жизни.

Далее выступающий обратил внимание на необходимость определения пределов уступчивости национального права в случае возникновения коллизий с нормами международного права и решениями международных организаций и институтов.

В завершение С.Е. Нарышкин пожелал участникам Школы интересных, увлекательных дискуссий и выразил уверенность в том, что Школа будет очень полезна для всех участников.

Заместитель Председателя Правительства РФ кандидат экономических наук О.Ю. Голодец отметила особую значимость участия ученых-правоведов в развитии различных институтов в социальной сфере. Она высказала мнение о том, что те нормативные правовые акты в социальной сфере, которые были приняты за последние годы в результате серьезнейших дискуссий, в том числе при участии сотрудников ИЗиСП, стали революционными для России и принципиально изменили позицию всех заинтересованных участников.

Сегодня на повестке дня стоят более глобальные преобразования. Несмотря на существующие дискуссии, практически всеми признается необходимость внесения существенных изменений в Семейный кодекс РФ. Также выступающая высказала мнение о необходимости корректировки отдельных положений Трудового кодекса РФ в связи с переходом на новые профессиональные стандарты. То, насколько хорошо и эффективно выстроена система профессиональных стандартов и связанных с ними трудовых отношений и образования, насколько эта система становится гибкой, насколько отвечает интересам рынка труда и того человека, той личности, которая стремится проявить себя на рынке труда, будет зависеть в итоге и эффективность нашей экономики.

В докладе, посвященном основным векторам и проблемам развития социального законодательства, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, вице-президент и академик РАН, доктор юридических наук, профессор Т.Я. Хабриева отметила: еще 10 лет назад в постоянно обновляемых Институтом Концепциях развития российского законодательства был дан оправдавший себя в полной мере прогноз, что в развитии российского законодательства определяющими станут вопросы социальной сферы.

Докладчик обозначила изменение динамики циклов социального законодательства: если ранее его наиболее активные фазы приходились на время усиления кризисных явлений в экономической сфере и преодоления их последствий, то в последние годы оно стало подчиняться диалектике собственно социального развития.

Т.Я. Хабриева предложила ввести в научный оборот отечественной юриспруденции термин "юридификация". Она подчеркнула, что в развитии социального законодательства отчетливо проявляется тенденция к юридификации, охватывающей правовое освоение новых сфер (миграция, биотехнологии), расширение правового регулирования традиционных сфер права (трудовые, семейные отношения), коррекцию существующих правовых институтов и норм (образование, здравоохранение, социальное обслуживание).

Кроме того, по наблюдениям академика, сформировалась тенденция к постепенной коммерциализации социальных услуг, направленная на повышение их качества. Для достижения обозначенной цели процесс коммодификации должен развиваться постепенно, непременно под контролем государства и при сохранении определенного сектора публичных социальных услуг.

В то же время имеются примеры, когда государство принимает на себя новые обязательства в социальной сфере. К таковым можно отнести создание государственного алиментного фонда.

В результате подобных явлений формируются новые контуры взаимодействия социального законодательства с конституционным, гражданским, административным и другими отраслями законодательства. Их отличительной чертой становится социализация официального толкования Конституции РФ, законодательных, иных нормативных правовых актов, а при необходимости и внесение соответствующих изменений в их тексты.

В качестве основных ориентиров развития социального законодательства Т.Я. Хабриева назвала: обеспечение научного подхода к систематизации социального законодательства; оптимизацию нормативно-правового регулирования; расширение участия регионов в реализации социальных программ; устранение системных противоречий и отдельных правовых коллизий, препятствующих социальному развитию; сохранение стабильности правового регулирования и корректировка тех правовых решений и конструкций, которые не обеспечивают решение стоящих перед социальным законодательством задач.

Далее на пленарном заседании с докладом о защите социальных и экономических прав детей во время финансового кризиса выступила заместитель Председателя Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) Хердис Торгейрсдоттир. Докладчик отметила, что, несмотря на определенные успехи, связанные с международным признанием и закреплением прав детей в последние десятилетия, сохраняется насущная необходимость совершенствования правового регулирования в данной области. В связи с этим особое внимание следует уделять мерам по предотвращению бедности и социального неравенства, борьбе с эксплуатацией детского труда и торговлей детьми. В то же время необходимо развивать социальные услуги, юридическую помощь и образование. Особое внимание при проведении соответствующей государственной политики должно уделяться таким международным принципам, как взаимозависимость и неделимость прав человека.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин отметил, что социальное законодательство находится в центре внимания бизнес-объединений. Система представительства интересов работодателей в нашей стране, по мнению выступающего, к настоящему времени уже сложилась, хотя представляется допустимым ее дальнейшее совершенствование.

В качестве одной из главных задач трудового законодательства выступающий назвал повышение гибкости рынка труда. Реконструкция пенсионной системы должна являться одним из главных приоритетов в деятельности Правительства РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, поскольку некоторые элементы пенсионной системы еще не достроены, в частности система досрочного выхода на пенсию (льготные режимы выхода на пенсию).

Далее пленарное заседание в соответствии с регламентом продолжилось в форме дискуссии.

Дискуссию по проблемам законодательных ориентиров социального развития открыл Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья доктор экономических наук, кандидат психологических наук С.В. Калашников. По его мнению, социальное право в отличие от публичного и частного права пока не устоялось в части составляющих его базовых принципов и постулатов. Это связано в том числе со значительными изменениями, которые претерпело понимание солидарности, социального государства, роли человека в производственных отношениях.

Полемист высказал суждение о системном устаревании ТК РФ по причине возникновения новых форм занятости, не отраженных в трудовом законодательстве. Кроме того, он считает не актуальными вопросы систематизации и кодификации социального законодательства в связи с разнородностью предметов правового регулирования.

Сопредседатель "Деловой России", председатель Федерального межотраслевого совета "Деловой России" кандидат экономических наук А.В. Данилов-Данильян в продолжение обсуждения посетовал на чрезмерный объем нормативного правового регулирования (по его сведениям, речь идет о порядка 5 тыс. федеральных законов и 168 тыс. законов субъектов РФ), создающего сложности в правореализации не только у граждан, но и бизнеса. По его мнению, при принятии законов необходимо соблюдение баланса между социальными функциями государства и экономическими законами, действующими на рынках.

Профессор Университета Париж I Пантеон Сорбонна Жерар Марку обратил внимание собравшихся на то, что регулирование социальных гарантий во Франции осуществляется на основании закона, в первую очередь Конституции. Во Франции, как и в других странах Европейского союза, развивалась современная концепция, предполагающая решение проблем социальных отношений путем переговоров между "социальными партнерами", а именно профсоюзами и представителями предпринимателей. При этом именно закон определяет рамки и предмет коллективных переговоров и разрешает ситуации, когда достичь соглашения невозможно. Право на коллективные переговоры в этом государстве ограничивается определением трудовых условий и участием в управлении предприятием и не применяется к другим социальным гарантиям. Тем не менее оно предоставлено и государственным служащим, и членам органов самоуправления, а применение достигнутых соглашений зависит от закона или распоряжения правительства. Профессор указал на то, что защитой прав работников на коллективные переговоры во Франции занимаются не только судебные органы государства (суды общей юрисдикции и административные суды), но и Конституционный совет, поскольку коллективные переговоры и соглашения являются важными инструментами реализации социальной политики государства.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права юридического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Ж.Д. Бусурманов обратил внимание на необходимость равного участия государства и негосударственного сектора в обеспечении социальной политики. Важно в Евразийском союзе не потерять социальную направленность политики трех государств. Как содержание идеи евразийской безопасности докладчик выделил социальную направленность и права человека, евразийскую концепцию прав человека. Эта концепция, по мнению выступающего, может сыграть большую роль и должна быть материализована в виде Евразийской декларации или хартии прав человека. В качестве механизма реализации концепции было предложено создание Евразийского суда по правам человека, который при рассмотрении дел учитывал бы особенности евразийской национальности.

Руководитель аппарата Счетной палаты РФ кандидат экономических наук Ю.В. Воронин выделил в качестве основной коллизии правового регулирования социальной сферы вопрос о необходимости пенсионного страхования, не решив который не представляется возможным определить пути дальнейшего социального развития. В качестве примера он привел опыт Германии, где действует концепция социальной солидарности молодых с пожилыми, богатых с бедными и т.д. Выступающий предложил учесть опыт этого государства и указал на необходимость оберегать социальные гарантии, которые уже есть в Российском государстве.

Статс-секретарь - заместитель Министра культуры РФ кандидат юридических наук Г.П. Ивлиев отметил особую актуальность тематики Школы для всей сферы культуры, высказав мнение о том, что в сфере культуры необходимо системное регулирование основных правоотношений в области создания, распространения и потребления культурных ценностей и культурных благ.

Завершающим выступлением в рамках пленарного заседания первого дня работы Школы стало выступление статс-секретаря - заместителя Министра спорта РФ доктора педагогических наук, профессора Я.В. Паршиковой, которая высказала точку зрения о том, что явление приобретает социальную ценность только тогда, когда оно приобретает статус права. Также докладчик акцентировала внимание присутствовавших на возросшем массиве нормативных правовых актов, издаваемых Министерством спорта РФ, и выдвинула тезис о взаимосвязанности между качественной нормативно-правовой базой в сфере физической культуры и спорта и достойными спортивными результатами сборных команд по различным видам спорта.

Далее работа Школы продолжилась в рамках секционных заседаний, круглых столов, публичных дискуссий, ярмарки идей, мастер-класса, тренинга и т.д.

Секционное заседание "Защита и обеспечение социальных и экономических прав в условиях экономических кризисов" открыл его модератор, заместитель директора ИЗиСП кандидат юридических наук В.И. Лафитский, который привлек внимание участников заседания к истокам формирования кризиса, связанного с распадом СССР. Он говорил об ошибках, допущенных руководством страны в 1990-е гг., и о важности оценки исторического опыта для преодоления кризисных проявлений.

Руководитель аппарата Счетной палаты РФ Ю.В. Воронин заострил внимание участников на принципе социальной солидарности, дифференциации понятий социальной защиты и социального обеспечения, а также на коллизиях пенсионной реформы, заключающихся во введении частноправового элемента в систему пенсионных накоплений. Сокращение финансирования социальной сферы может сказаться на благополучии государства крайне негативным образом.

Старший научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук Е.Е. Рафалюк рассказала об успешном опыте преодоления экономического кризиса странами Латинской Америки и о проблемах, с которыми этим странам приходится сталкиваться.

Руководитель Центра экономико-правовых проблем государственного и муниципального управления ИЗиСП доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор Я.М. Казанцев посвятил свое выступление обзору естественных, социальных и экономических прав в условиях кризиса. Он говорил об общественном контроле над реализацией государством своих социальных программ в различных зарубежных странах, о перспективах привлечения банковского сектора к финансированию отдельных социальных проектов.

Руководитель Центра институтов гражданского общества Института экономики РАН доктор экономических наук Ю.Г. Павленко посвятил свой доклад вопросу мобилизационной экономики. По его мнению, отдельные экстремальные события в государстве могут приводить к росту национальной экономики. Задача государства в таких случаях - грамотное направление экономического роста и придание ему стабильности.

Профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ доктор юридических наук В.Д. Мазаев высказался о необходимости дифференциации понятий государственной собственности и общественной собственности. Право граждан на публичную собственность - необходимое условие экономического и социального развития государства.

Модераторами секционного заседания "Культурно-образовательное пространство и право: новые грани соприкосновения" выступили заведующая отделом социального законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Н.В. Путило; статс-секретарь - заместитель Министра культуры РФ кандидат юридических наук Г.П. Ивлиев; директор ФГБУ "ФЦОЗ" кандидат юридических наук В.В. Насонкин; преподаватель ВГИК кандидат юридических наук Е.Э. Чуковская.

Открывая секционное заседание, Я.В. Путило обозначила круг вопросов, предлагаемых к обсуждению в рамках мероприятия, а также отметила особую актуальность темы заседания в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и реформированием законодательства в сфере культуры.

Г.П. Ивлиев рассказал о структуре, содержании и особенностях разработанного Министерством культуры РФ законопроекта "О культуре в Российской Федерации", а также об основных этапах его разработки.

Е.Э. Чуковская подробно осветила процесс систематизации законодательства в области культуры.

В.В. Насонкин поведал о проблемах, возникавших на различных стадиях развития образовательного законодательства, и в частности в процессе разработки Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", ставшего вторым нормативным правовым актом (после Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"), прошедшим полноценную общественную экспертизу, что, безусловно, заслуживает положительной оценки.

Руководитель Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор Я.И. Лапин выступил с докладом "Основная альтернатива ценностных позиций и правосознания населения", в котором высказал тезис о том, что альтернативность содержания двух пар ценностных позиций (преимущественно интегрирующих и преимущественно дифференцирующих большинство населения) сопровождается функциональной двойственностью: их интегрирующая роль прямо пропорциональна, а регулятивная - обратно пропорциональна массовости их поддержки населением.

Заведующая Центром публично-правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Л.В. Андриченко проанализировала существующие законодательные инструменты реализации образовательной политики Российской Федерации в отношении мигрантов. В частности, были затронуты проблемы, связанные с обеспечением доступа иностранных граждан и членов их семей к образовательным услугам в зависимости от их правового статуса. Отдельное внимание уделено анализу правовых основ и организационных механизмов тестирования иностранных граждан по русскому языку, основам законодательства и истории России. Отмечена необходимость скорейшего принятия федерального закона о социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации в целях обеспечения реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и налаживания конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.

Ученый секретарь ИЗиСП кандидат юридических наук Н.С. Волкова отметила, что феномены "культура" и "образование" находятся в неразрывной связи; именно образование является главным инструментом приобщения человека к культуре и нравственным ценностям. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", наделяя образовательные организации правом самостоятельно разрабатывать образовательные программы на основе федеральных стандартов и примерных основных образовательных программ, создает осязаемую возможность для таких организаций активно включиться в формирование и развитие культурно-образовательного пространства.

Преподаватель кафедры международного права Финансового университета при Правительстве РФ кандидат юридических наук И.А. Шультяев предложил рассмотреть единое образовательное пространство как международно-правовую категорию.

И.о. старшего научного сотрудника отдела правовых проблем противодействия коррупции ИЗиСП кандидат политических наук С.Н. Матулис выступил с докладом, в котором раскрыл особенности восприятия современного образовательного процесса.

Научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП О.Ю. Еремина в докладе "Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти: социальные цели и правовая реальность" отметила, что основой ориентации работы органов исполнительной власти на результат, необходимый обществу, явились именно социальные цели, соответствующие основным приоритетным национальным проектам: здравоохранению, образованию, жилью, сельскому хозяйству. Однако реализация разработанного нормативного корпуса о системе оценивания управленческих органов вскрыла ряд его недостатков.

Научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП Д.И. Махник посвятил выступление особенностям института информационной открытости организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Он обосновал необходимость рассмотрения информационной открытости образовательных организаций в качестве одного из основных принципов их функционирования на современном этапе развития.

Научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП Т.Е. Мельник отметил неоспоримость факта расширения предмета правового регулирования в сфере культуры. Если изначально это были отношения по поводу сохранения памятников истории и культуры, то к настоящему времени многие другие аспекты культурной деятельности получили юридическое оформление. Вместе с тем необходимо учитывать специфику отношений в сфере культуры и не следует преувеличивать роль правовых регуляторов в развитии культуры. Напротив, чрезмерная экспансия законодателя, а если говорить шире - государства, может негативно сказаться на обеспечении конституционной свободы творчества.

Завершилось секционное заседание докладом аспиранта ИЗиСП К.Р. Риф, в котором был сделан вывод о многоаспектности социальной функции государства и необходимости с его стороны посредством воздействия на каждого члена общества уделять особое внимание категориям людей, лишенным возможности самостоятельного обеспечения достойного уровня жизни, а также создавать равные для всех возможности в достижении благополучия.

Работу секции "Здоровье и спорт: поддержка и стимулирование" открыла статс-секретарь - заместитель Министра спорта РФ доктор педагогических наук Я.В. Паршикова. Она отметила важность и актуальность обсуждения вопросов правового регулирования отношений в сфере физической культуры, спорта и охраны здоровья в контексте социальной функции государства и подчеркнула, что на современном этапе указанные отрасли требуют качественного и эффективного правового сопровождения. В данном направлении Российская Федерация достигла значительных успехов, примером чего может служить законодательное оформление отношений по противодействию и борьбе с допингом в спорте. Выступающая выразила уверенность, что обсуждение проблем правового обеспечения физической культуры и спорта в стенах ИЗиСП будет способствовать их научному осмыслению и принесет пользу в практическом плане.

Выступление академика РАН, генерального директора Некоммерческого партнерства "Российское антидопинговое агентство "РУСАДА" доктора медицинских наук, доктора фармацевтических наук Р.У. Хабриева было посвящено проблеме межотраслевого взаимодействия в правовом регулировании отношений в сфере физической культуры и спорта на примере разработки законодательной основы организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также влиянию требований Международного олимпийского комитета на национальное законодательство в части реализации экологических стандартов проведения таких спортивных соревнований, как Олимпийские игры.

Заведующий кафедрой спортивного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) кандидат юридических наук Д.И. Рогачев подробно осветил последние изменения как в законодательстве о физической культуре и спорте, так и в регламентных нормах общероссийских спортивных федераций. На примере деятельности Российского футбольного союза он показал формирование lex sportiva. В частности, в Регламент по агентской деятельности с 2014 г. введены лимиты вознаграждения агентам от клубов, Регламент разрешения споров переформатировал органы разрешения споров в футболе и сделал их максимально похожими на третейские суды, в Регламенте по статусу и переходам футболистов раскрыты примеры запрещенной дискриминации футболистов, в Дисциплинарном регламенте введен новый вид наказания - запрет посещения зрителями определенных секторов стадиона и т.д. Что касается правового регулирования, то в ближайшее время предстоит определить порядок использования иностранцев в игровых (командных) видах спорта, внедрить нормы ГТО, подготовить массив подзаконных актов по чемпионату мира по футболу 2018 г., утвердить технические требования ко всем стадионам страны и т.д.

На характеристике законодательства о физической культуре и спорте как комплексной отрасли законодательства, предмет которой составляют спортивные отношения, остановился доцент НИУ ВШЭ кандидат юридических наук А.В. Сердюков. Спортивные отношения представляют особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную (состязательную) деятельность и (или) подготовку к ней.

Заведующий отделом мониторинга законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук А.В. Павлушкин подчеркнул важность при совершенствовании законодательства в сфере физической культуры и спорта широкого использования такой юридической технологии, как правовой мониторинг, под которым понимается комплексный структурный и информационно-аналитический механизм анализа и оценки правового акта на всех этапах его создания и применения. Выступающий предложил также при оценке регулирующего воздействия привлекать не только мнения экспертов, но и статистические данные, информацию контрольных и надзорных органов, результаты опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств и т.п.

По мнению заместителя руководителя аппарата Комиссии по социальной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.В. Шаповалова, необходимо законодательно закрепить такой механизм расходования внебюджетных средств в сфере физической культуры и спорта, который бы гарантировал спортивным клубам и спортсменам равные возможности для реализации своего спортивного мастерства вне зависимости от вида спорта, принадлежности к той или иной спортивной команде, спортивному клубу. Одновременно в целях стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования в спорт целесообразно установить льготы в области налогообложения для организаций, вкладывающих средства в развитие физической культуры и спорта.

Доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ кандидат юридических наук Е.В. Погосян выступила с инициативой принятия Федерального закона "О профессиональном спорте в Российской Федерации". В нем последовательно должны быть разрешены вопросы, касающиеся субъектного состава участников профессионального спорта, особенностей оформления статуса несовершеннолетнего спортсмена, особенностей страхования профессионального спортсмена от травм и профессиональных заболеваний, а также закреплены взаимные права и обязанности спортсмена и его работодателя.

Соотношению государственного регулирования и саморегулирования было посвящено выступление специалиста правового управления Российского футбольного союза А.Б. Кошеля. В настоящее время можно наблюдать усиление роли государственного регулирования в сфере профессионального спорта. Однако подобное усиление необходимо лишь в тех вопросах, где возможностей института саморегулирования явно недостаточно (например, борьба с допингом и договорными матчами, обеспечение общественной безопасности во время проведения спортивных соревнований).

Защита прав спортсменов при рассмотрении дел о нарушении антидопинговых правил стала центральной темой выступления ведущего научного сотрудника ИЗиСП кандидата юридических наук Н.В. Кичигина. Он высоко оценил действующую модель слушаний о нарушении антидопинговых правил, позволяющую объективно рассматривать такие дела, выделив при этом риски правового характера в антидопинговой политике.

Ведущий научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук Б.А. Булаевский обратил внимание на дисбаланс в правовом регулировании отношений в области физической культуры и спорта, обозначив наиболее проблемные сферы (финансирование массового спорта, страхование участников спортивных мероприятий и др.). Кроме того, он предложил применять презумпцию вины спортсмена в делах о нарушении антидопинговых правил без отстранения спортсмена от участия в соревнованиях.

Советник по правовым вопросам президента Континентальной хоккейной лиги кандидат юридических наук В.В. Сараев сосредоточил внимание на роли административной и уголовной ответственности в охране здоровья спортсменов. Административно-правовые и уголовно-правовые запреты в области спорта несут в себе меньше карательных функций, но больше предупредительных и профилактических. Это касается нелицензированной медицинской деятельности в физкультурно-спортивных организациях (ст. 171 УК РФ), причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения врачами своих профессиональных обязанностей (ст. 118 УК РФ).

В выступлении научного сотрудника ИЗиСП В.Л. Баранкова были освещены проблемы ответственности за нарушение общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий, уголовной ответственности за преступления в спорте организаторов, участников спортивных состязаний, болельщиков, вопросы борьбы с коррупцией.

Ведущий научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук Е.И. Спектор выделила факторы, тормозящие осуществление реального противодействия коррупции в сфере спорта, а именно невозможность действующего правового регулирования противодействия коррупции отразить должным образом специфику коррупционных правонарушений в сфере спорта, неформально укоренившаяся в системе круговая порука и modus operandi непосредственно самих потенциальных фигурантов коррупционных схем (тренер - владелец клуба - антидопинговая лаборатория - спонсор - спортивная федерация - чиновник - квазисудебные органы сфере спорта), принимающих соответствующие решения с оглядкой. Высокий уровень латентности коррупционной составляющей ввиду "корпоративной" автономности спорта, равно как и вынужденное соглашательство с коррупционными моделями решения вопросов, ставшими нормой жизни, также существенно тормозят активное и реальное противодействие коррупции в сфере спорта.

Научный сотрудник ИЗиСП Ф.В. Цомартова обратила внимание на необходимость приведения правового регулирования интеллектуальных прав в сфере спорта в соответствие с требованиями гражданского законодательства.

Анализу динамики полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта было посвящено выступление аспиранта ИЗиСП Б.Н. Матулова. Он отметил тенденцию расширения объема властных полномочий органов местного самоуправления в данной сфере.

Анализ общественного финансового контроля в медицинских учреждениях как правового института представил помощник директора Дирекции по обеспечению деятельности учреждений здравоохранения ЮАО Москвы Н.Ш. Хзанян.

Научный сотрудник ИЗиСП М.В. Пономарев затронул проблему правовой охраны здоровья граждан посредством защиты их экологических прав. Он выделил ряд аспектов в механизме правовой защиты ключевых конституционных прав на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Проблемы гражданско-правового регулирования медицинской информации, в частности медицинских баз данных, нашли отражение в выступлении доцента кафедры гражданского права и процесса Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан кандидата юридических наук О.А. Еникеева.

Секционное заседание "Жилищно-коммунальное хозяйство: в интересах человека?" открыл его модератор - заместитель руководителя Центра частноправовых исследований ИЗиСП кандидат юридических наук В.Н. Литовкин, который подчеркнул социальную значимость проблем в сфере ЖКХ и необходимость серьезной модернизации данной отрасли экономики.

Главный советник Департамента ГПУ Президента РФ кандидат юридических наук Т.А. Семина подняла вопросы, связанные с платой за жилое помещение и коммунальные услуги, управлением жилищным фондом и развитием рынка наемного жилья для граждан со средним уровнем доходов, и отметила, что приобретение гражданами права собственности на жилые помещения - не единственный приемлемый способ решения жилищного вопроса. В связи с этим представляется весьма актуальным усовершенствование института коммерческого найма жилых помещений.

Заведующий отделом правовых проблем противодействия коррупции ИЗиСП кандидат юридических наук А.М. Цирин обратил внимание на необходимость усиления надзора за соблюдением организациями системы ЖКХ законодательства о противодействии коррупции. При этом была отмечена проблема недостаточной информированности организаций, действующих в сфере ЖКХ, о требованиях ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливающей обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

В связи с предлагаемыми к рассмотрению на секционном заседании вопросами содержания общего имущества домов (применительно к различным способам управления многоквартирными домами) выступила исполнительный директор ОАО "Институт экономики ЖКХ" О.И. Савельева, которая предложила разработать и ввести минимальный стандарт услуг в сфере ЖКХ.

Судья Верховного Суда РФ кандидат юридических наук Е.С. Гетман осветила проблемы, наиболее часто встречающиеся в практике судов общей юрисдикции по спорам в сфере ЖКХ. В частности, такие проблемы касаются правильного определения размера выкупной стоимости, уплачиваемой при расселении ветхого и аварийного жилья, который должен включать, по мнению судьи, расходы на непроизведенный капитальный ремонт, в результате несовершения которого собственником жилищный фонд пришел в непригодное для проживания состояние, а также стоимость земельного участка, на котором расположено то или иное ветхое или аварийное жилье.

Судья Высшего Арбитражного Суда РФ доктор юридических наук О.Ю. Шилохвост рассказал о некоторых вопросах судебно-арбитражной практики рассмотрения споров, возникающих из договоров на оказание коммунальных услуг.

Дискуссию по уже обсуждавшимся вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда под

Законотворчество

ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО СПОРТУ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ И ВЫСТУПЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА САРАЕВА

22.04.2022 г. состоялось заседание Экспертного совета по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Российский спорт в современных реалиях: новые вызовы и горизонты развития».

Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о противодействии манипулированию спортивными соревнованиями

14 декабря Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона № 1175525-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Об этом сообщает пресс-служба Минспорта России.

Использование всех произведений на сайте осуществляется в информационных, научных и учебных целях.

Использование изображений граждан производится в общественных и публичных интересах (ст. 152.1, 1225, 1274 ГК РФ).


Наверх
Задать вопрос
используется только для ответа
Отправить Отменить
Задать вопрос

Похоже Вы не из России

Ваш IP-адрес не входит в список Российских интернет провайдеров

Вы можете выбрать нужный Вам язык или оставить русский

Оставить русский язык